Двигатель и трансмиссия танка Т-V "Пантера"

panther_pix10.jpgpanther_pix09.jpgpanther_pix08.jpgpanther_pix01.jpg
panther_pix05.jpgpanther_pix02.jpgpanther_pix03.gifpanther_pix04.jpg
panther_pix06.jpgpanther_pix07.jpgpanther_pix11.jpgpanther_pix12.gif

Танки Т-V "Пантера" Ausf. A(D1) приводились в движение моторами Майбах HL210P45. Танки 
остальных серий - мотором Майбах HL230P30. Двигатели производились на нескольких заводах: "Майбах Моторенверкен" в Фридрихсхафен, "Ауто-Унион завод Вандерер" в Хемнитце, "Даймлер - Бенц" и др. Поршни изготавливала фирма "Мале", Штутгарт. 

Двигатели имели следующие технические характеристики (в скобках - данные двигателя HL210). 
Четырехтактные, карбюраторные, V-образные (угол развала 60 гр.), двенадцатицилиндровые двигатели с водяным охлаждением и верхним расположением клапанов. Диаметр поршня - 130 (125) мм, ход - 145 мм, рабочий объем двигателя - 23095 (21353) куб.см. Поршни чугунные, зазор - 0,14-0,16 мм, корпус мотора алюминиевый. Зазор клапанов - 0,35 мм. Сжатие 6,8:1. Коленвал размещен на роликовых подшипниках. Мощность мотора - 515 кВт (700 л.с.) при 3000 об/мин. Удельная мощность - 11,4 кВт/т (15,5 л.с./т.) Сухая масса мотора -1200 кг. Размеры: длина - 1310 мм, ширина - 1000 мм, высота - 1190 мм. 

Водяное охлаждение. Радиаторы объемом 170 л справа и слева от двигателя. Максимальная температура воды - 90 град., оптимальная - 80 град. Циркуляцию воздуха в двигательном отсеке и подведение воздуха к карбюраторам обеспечивали 2 вентилятора типа "Циклон", размещенные по бокам корпуса. Вентиляторы были снабжены фильтрами, выпускала вентиляторы фирма "Манн унд Хуммель" в Людвигсбурге. Кроме того на броне двигательного отсека были сделаны четыре вентиляционных отверстия, размещенных симметрично по обе стороны корпуса. Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса. 

Мотор Майбах HL230P30 (и HL210P45) имел 4 двухкамерных двухгорловинных карбюратора Солекс 52 FF J II D. Топливо - этилированный бензин OZ 74, октановое число - 74, топливные баки емкостью 730 л. Поступление бензина обеспечивали 2 топливные помпы. Масло - стандартное Моторенол дер Вермахт. В сухой двигатель заливали 42 л масла, при смене 32 л. Вращающий момент передавался двумя карданными валами. Уодного из валов отбирал мощность гидравлический усилитель вращения башни. 

Сцепление 3-х дисковое сухое Фихтель & Закс (Швайнфурт) LAG 3/70 H. Коробка передач планетарная Цанрадфабрик (Фридрихсхафен) АК7-200, 7 передач вперед и задний ход. 
Коробка передач - трехвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерен и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя едины